CG.
Компьютерная графика (CG от англ. - Computer Graphics), в привычном на сегодняшний день понимании, развивается с момента появления первых графических операционных систем. И начиная с первых их реализаций она разделилась на два основных направления: графика растровая и векторная. Для этих направлений разработано и применяется великое множество форматов файлов, редакторов и просмотровщиков. Для того, чтобы понять в чем основное отличие растровой и векторной картинки давайте посмотрим на пример показанный ниже.
Здесь мы видим смайлик, который при масштабе 1х1 будет выглядеть одинаково и для растровой и для векторной графики. Различия проявляются при масштабировании. При увеличении в десять раз мы на растровой картинке, которая показана в центре видим, что точки превратились в квадратики, а на векторной картинке (справа) край области изображающей глаз смайлика остался гладким.
Так будет всегда и это справедливо для любых типов файлов. Для примера отмечу, что BMP, JPEG, PNG относятся к растровым, а EMF, AI, CDR к векторным. И если опуститься до уровня кода этих файлов, то можно говорить о том, что файлы растровой графики содержат информацию о цвете пикселей (точек) располагающихся в виде прямоугольной матрицы, а файлы графики векторной информацию об объектах картины, которыми могут быть простые фигуры, как прямоугольник, круг, овал, и т.п., а так же их свойствах (размер, положение, цвет обводки и заливки).
В данной статье речь пойдет о SVG (от англ. - Scalable Vector Graphics) масштабируемой векторной графике предназначенной для сети Интернет.
Интернет.
Возможно не всем известно, но глобальная сеть и связанные с ней технологии не живут сами по себе, а развиваются под чутким надзором организации под названием World Wide Web Consortium(сокр. W3C). Эта организация, далее консорциум, состоит из представителей крупнейших фирм имеющих отношение к компьютерной индустрии. Представители таких фирм как IBM, Canon, Adobe, Opera, Google и т.д. собираются вместе и объединяются в рабочие группы, чтобы определить каким Интернет будет завтра.
- Результаты своей деятельности представители консорциума выкладывают в сети по адресу http://www.w3.org и там вы всегда можете просмотреть документы на которые обязаны опираться разработчики программного обеспечения, например, браузеров.
Одна из рабочих групп консорциума занимается разработкой спецификаций SVG. Сформировалась эта группа в теперь уже далеком 1998 году. Возглавил ее Джон Феррайола (более подробную информацию о котором можно найти на страничке http://jonferraiolo.sys-con.com), тогда представитель от Adobe, а ныне член команды IBM. 29 октября 98 года он опубликовал требования к формату SVG и рабочая группа преступила к разработкам.
В составе группы опубликовавшей 11 февраля 1999 года первый черновик спецификации были: по два представителя от Microsoft, IBM, Netscape, Adobe, Corel и по одному отAutodesc, SUN, Apple, Xerox, Visio, HP, Macromedia, Quark,CCLRC, Inso; всего 20 человек. С тех пор состав рабочей группы конечно же несколько раз менялся, но работы велись непрерывно и о своей деятельности команда регулярно отчитывалась как на сайте консорциума, так и в Твиттере под ником @svgwg.
4 сенября 2001 года была опубликована первая спецификация - SVG 1.0, что дало возможность авторам (cg–художникам) быть уверенными в том, что результат их творчества будет одинаково передаваться конечному потребителю браузерами и редакторами.
Потом публиковались различные рекомендации, были сформированы требования для передачи формата SVG мобильными устройствами, особенности применения с нестандартными кодировками и т. п.
И наконец 16 августа 2011 года вышла вторая редакция спецификации — SVG 1.1
Отличия SVG от других векторных форматов.
Забегая вперед, заглянем внутрь файла SVG. Нам сразу становится ясно, что это обычный текстовый файл и объекты описаны в нем языком, который и определен спецификацией W3C, чего нельзя сказать, к примеру, о файлах EMF.
Векторная графика SVG легко правится любым текстовым редактором и нет необходимости прибегать к помощи графического редактора. Напротив файлы других форматов для редактирования требуют применения, тех или иных программных средств, большая часть из которых являются платными.
Более того, формат SVG относится к категории открытых и это означает, что мы всегда сможем узнать о том, как он устроен, чего нельзя сказать о фирменных форматах AI (Adobe) и CDR(Corel), которые разрабатываются производителями графических редакторов. И это еще один плюс рассматриваемого формата, но есть у него и минусы, о которых мы поговорим далее...
Минусы формата SVG.
Формат SVG задумывался, кроме всего прочего, и для экономии трафика в сети Интернет. Всегда ли такая экономия имеет место? Я отвечу — Нет. Дело в том, что для изображений маленьких размеров гораздо выгоднее применять растровую графику (к примеру PNG).
Кроме того, есть у SVG и проблемы с интеграцией на web страницах. Несмотря на то, что Microsoft входит в состав рабочей группы SVG полноценная поддержка формата браузером Internet Explorer не обеспечена до сих пор, а частичная начинается только с, последней на сегодняшний день, девятой версии этого браузера. ВерсииIE ниже девятой отображали файлы SVG только с применением плагина. Это обусловлено, с моей точки зрения, извечным желанием компании Билла Гейтса «перетянуть одеяло на себя».
Браузер Mozilla и некоторые другие отображают графику из файлов SVG, но не могут использовать их в качестве фоновых в связи с тем, что размер изображения может быть опущен (не указан в файле), а вычисление реальных координат объектов вызывает трудности. И только Google Chrome с легкостью обращается с файлами SVG.
Основную конкуренцию формату сегодня составляет графика интегрированная в новый, пока еще, формат гипертекста HTML5. Теперь картинки можно описывать прямо в тексте страницы выделив этот фрагмент кода парным тэгом <CANVAS>.
Анимация и интерактивность, которые также предусмотрены в формате SVG, гораздо лучше проработаны во Flash и даже несмотря на то, что он требует установки плагина (Flash Player) на большинстве браузеров, он пользуется гораздо большей популярностью. Напомню, что формат Flash был создан и разрабатывался компанией Macromedia, а в последующем перешел к Adobe и развивается ею по сей день.
И все же, минусы рассмотренные в данном параграфе нисколько не уменьшают силу формата SVG, который стоит изучить хотя бы для того, чтобы в последующем лучше и легче разбираться в векторной графике в целом.
Содержание спецификации SVG 1.1
Давайте для ознакомления с форматом SVG рассмотрим содержание спецификации. В первых двух главах мы видим введение и концепцию языка. В третьей главе речь идет о модели представления, т.е. о том, как программы предназначенные для отображения файлов SVG должны их читать. Затем в четвертой главе рассматриваются базовые типы и интерфейсы, а следом в пятой главе рассмотрена структура файлов (документов) SVG. Глава 6 посвящена стилизации объектов рисунка. Седьмая глава рассматривает систему координат, трансформации и единицы измерения. В восьмой главе говорится о кривых, а в следующей 9 главе остальных базовых фигурах, отдельно в 10 главе рассмотрен объект «Текст». Далее в 11 главе речь идет о заливке объектов, их обводке и маркерах. Глава 12 посвящена краскам, тринадцатая глава расскажет об альтернативных способах заливки, таких как градиент и текстура. В главе 14 говориться об обрезке, маскировании и композиционировании. Пятнадцатая глава посвящена визуальным фильтрам. Главы 16,17 и 18 сообщат нам соответственно об интерактивности, связывании и использовании сценариев. Следующая 19 глава расскажет об анимации, 20-я о шрифтах, 21-я о метаданных, 22-я об обратной совместимости, 23-я о расширяемости. Затем в спецификации приведены приложения в количестве 17-ти штук, которые окончательно перекрывают все вопросы связанные с форматом SVG.
Последняя спецификация пока еще не переведена на русский язык, а стало быть для многих сложна в освоении. Цель данной статьи, в цикле из нескольких частей, донести читателю основные положения спецификации на примере написания файла SVG изображающего пейзаж.
Порядок освоения будет отличаться от предложенного содержанием спецификации, что обусловлено нарастающей сложностью рассматриваемого материала.
No comments:
Post a Comment